ДУХОВНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО!

ДУХОВНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО!

25.04.2023

                По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Павла  

       Протоиерей Вадим Суворов — ректор Коломенской духовной семинарии профессор, доктор богословия — о важности духовного единения, об истине и лжи, о том, как не ошибиться, где «пшеница», а где «плевелы».

     Отец Вадим, на данный момент каждый из нас является невольным свидетелем противостояния русского мира западному навязыванию мироустройства. Как никогда стало очевидно, что мы и они — разные в нравственном отношении. Но всё же преимущественно нас объединяет одна вера, основанная на учении Иисуса Христа. При этом мы видим проявление шокирующей лояльности Ватикана к светскому восхвалению на государственном уровне однополых отношений и даже браков. Наблюдаем за бездействием католической церкви откровенному разъеданию нравственных основ западноевропейского общества. Что, на ваш взгляд, происходит? Это временное помутнение или, быть может, мы чего-то не понимаем?

      Я бы сказал, что то, что происходит сегодня на наших глазах, не есть в действительности противостояние «запада» и «востока», «русского мира» и «англо-саксов». На самом деле, это переход в кульминационную фазу глобальной войны между сатанизмом и Христом. Сатанизм сегодня продвигает глобалистская элита. Искренние христиане, желающие жить согласно христианской вере и ценностям, сегодня есть и на Западе, и они подвергаются чудовищному давлению. При этом создаётся чёткое впечатление, что Римско-католическая Церковь, по крайней мере её верхушка, сегодня также играет в интересах глобалистов, активно стремящихся переформатировать не только существующее мироустройство, но и самого человека на основе явно богоборческих представлений. С одной стороны, на уровне официальных доктринальных документов Ватикан вроде бы сохраняет приверженность традиционным взглядам, например на вопросы пола. Но на практике это не так. Мои друзья, живущие в Европе, говорят, что, например, настоятель католического прихода может быть фактически открытым гомосексуалистом и сожительствовать со своим клириком, но обсуждать или тем более осуждать это нельзя. При этом напомню, что официально у католических священников принят целибат — обет чистоты и безбрачия ради всецелого посвящения себя служению Христу.

     Здесь вспоминаются слова из послания апостола Павла: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся» (Тим. 3, 1-4).

     Конечно же и отпадение Римской Церкви в XI веке от единства с Православием здесь не прошло даром. Любой раскол, произошедший даже по причинам не вероучительного характера, всё равно является грехом против Церкви и приводит к повреждению благодатной жизни в отпавшем сообществе, а затем неизбежно влечёт за собой повреждение и в духовно-нравственной, и в богословской сферах. Это мы и видим. Но, повторюсь, и среди католиков есть немало искренних христиан, пытающихся сохранить традиционное христианское учение, но они сегодня гонимы.

     Что, на ваш взгляд, является основным фактором в переломе внутреннего понимания каждого из нас о необходимости быть духовно сплочёнными? Как взращивать в себе понимание важности мыслить не только собственными потребностями?

     О необходимости «духовной мобилизации» сегодня очень точно говорит Святейший Патриарх Кирилл: «От будущего нашего Отечества, нашего народа, нашей Церкви зависит в полном смысле слова будущее мира. Потому что сегодня наша Родина отстаивает те ценности, которые ставят заслон апостасии, то есть движению к концу времён под властью антихриста»; «…сегодня Россия — это удерживающий. А это означает, что все силы антихриста будут брошены на нашу страну. Что же в нашей стране является сердцевиной духовного сопротивления? Бесспорно, — Русская Православная Церковь. Поэтому нас с вами, братия, не ждут лёгкие времена: нужно мобилизоваться. Каждый должен максимально исполнять свой долг, идти туда, куда мы ещё вчера не шли, к тем, с кем ещё вчера не умели правильно говорить. Сегодня мы должны работать, понимая, что мы — на переднем фланге, на самой важной линии духовной обороны нашего народа и нашей страны».

   На Украине вновь начались гонения на Украинскую православную церковь Московского патриархата. На лицо нарушение внутрицерковного единства — раскол. Раскол, как известно, тяжкий грех, о котором есть не мало изречений Апостолов, Святых Отцов. Как это явление можно объяснить простому православному человеку, чтущему и следующему православному вероучению, учитывая тот факт, что это происходит рядом с нами, у братского народа?

     Последние события, связанные с гонениями на каноническую Украинскую Церковь, делают особенно явной как подлинную политическую, так и духовную подоплёку происходящего на Украине. На политическом, тактическом уровнях пытаются разделить, разорвать наши народы в духовном отношении и спровоцировать у украинцев ненависть к России, ко всему русскому, на религиозной и националистической почве. Этот приём не нов. Он активно применялся нацистами на оккупированных территориях Советского Союза во время Второй мировой войны. Широко известны слова Гитлера: «Во всех случаях необходимо запрещать устройство единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий. Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».

     А вот цитата из указаний шефа полиции и СД Р. Гейдриха для оккупированных территорий СССР: «О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Прежде всего, особо следует следить за тем, чтобы не состоялось никакого организационно оформленного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, наоборот, желательно».

      Поэтому для украинских властей, чем больше разных раскольников, тем лучше. Расколы плодят очередные расколы. Путь исцеления любого раскола только один — воссоединение с Церковью через истинное покаяние. Легализация раскола, которую совершил Константинопольский Патриархат, изначально была не способна привести к такому исцелению. Украинские власти сегодня всячески стремятся поддерживать любые расколы и стараются уничтожить любую связь украинских православных с Московским Патриархатом.

     В более же глобальном, стратегическом отношении стоящие за украинским режимом глобалистские антихристианские силы желают уничтожения канонической Православной Церкви как таковой, поскольку она как Церковь Христова в принципе им ненавистна. И здесь не должно быть никаких ложных надежд или иллюзий, «стокгольмского синдрома», возникающего порой между жертвой и террористом. Внешнее отмежевание украинского Православия от Москвы не поможет. Любая каноническая Церковь будет преследоваться действующей киевской властью независимо от того, какого она Патриархата. «Зелёный свет» будут давать только раскольникам.

      Какое дальнейшее развитие событий в этом ключе вы видите?

     Думаю, о том, как будут развиваться события дальше, давать прогнозы и гадать не стоит — это бесплодное занятие. Гораздо полезнее понять, что можешь сделать в той или иной ситуации лично ты. В первую очередь — и это в силах каждого из нас — нам нужно попытаться обратиться к Богу, начать молиться и исправлять свою жизнь в соответствии заповедями Божиими. В истории нашего народа бывало не раз, когда враги пророчили нам скорую погибель, но если народ наш обращался к Богу с покаянной молитвой, объединялся духовно и нравственно, то Сам Господь спасал нас силою Своею. «Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовём. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся» (Пс. 19, 7-8). Если мы будем с Богом, то и Бог будет с нами (См. Рим. 8, 31). Если же народ наш не поймёт всей важности текущего исторического момента и в массе своей так и не обратится к Богу, то на что нам рассчитывать?


        Война — это тяжёлое испытание с нелёгким осознанием риска лишения своей жизни, а также порой с безвыходностью в лишении чужой жизни. Как русскому солдату сохранять понимание важности своей миссии? Как родным и близким наших ребят держать бодрость духа в тяжёлом ожидании их возвращения домой?

       Солдатам сегодня особенно нужна молитва. Они должны молиться сами. Их родные и близкие за них должны усердно молиться. Сейчас по благословению Святейшего Патриарха за каждой совершаемой в храме литургией священником вслух читается особая молитва, где есть прошения в том числе и о воинах.

    Откровенно говоря, мы, церковные люди, ожидали, что в связи с нынешней ситуацией народ очнётся от духовной спячки, осознает необходимость обратиться к Богу, люди станут чаще ходить в церковь, усерднее молиться, исповедоваться в грехах, причащаться Святых Христовых Таин. Однако массового характера этого явления мы не отмечаем. Те, кто ранее уже были нашими усердными прихожанами, так ими и остались, очень переживают и озабочены происходящим, молятся и очень хотят помочь нашим ребятам, чем могут: отправляют посылки в зону СВО как в личном порядке, так и через организованные пункты. А тех, кто раньше особо в храм не ходил, существенно больше в храмах не стало. Большая часть нашего народа так и продолжает жить без Бога, и это очень печально.

    Где можно получить информацию о наличии пунктов сбора помощи при храмах? Как устроено взаимодействие с желающими оказать помощь?

        Многими приходами Коломенской епархии организован сбор помощи участникам СВО. Эту помощь приходы отправляют на передовую через проверенные благотворительные организации. Информацию о пунктах сбора можно найти на приходских и благочиннических сайтах, а также обратившись в епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению (тел.: +79199671080). Кроме того, на территории Коломенской епархии действует 3 пункта временного размещения беженцев с территорий ДНР, ЛНР и Украины. Беженцам оказывается помощь, гуманитарные грузы для мирных жителей в зоне СВО отправляются через синодальный отдел по церковной благотворительности и служению.

        Отец Вадим, дайте духовный совет православным верующим и тем, кто только делает первые шаги в этом направлении. Как в наше время в себе не ошибиться? Как вовремя понять и разобраться, где «пшеница», а где «плевелы»?

       Совет главный — один: держаться Бога и Его святой Церкви. Как найти верный путь и потом не сбиться с этого пути? Не погибнуть душой и телом? Как в наше столь сложное время отличить истину от лжи? Нужно крепко держаться Самого Господа, Который сказал нам, что Он Сам и есть «путь и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6). И держаться Его святой Церкви — Церкви Православной, которая есть «столп и утверждение истины» (Тим. 3, 15). 

       И да поможет нам в этом Бог!