В обывательском представлении образ байкера имеет давно устоявшийся стереотип. Это, как правило, харизматичный мужчина с бородой и татуировками, любящий громкую рок-музыку, носящий одежду из грубой потёртой кожи, массивную обувь, и, конечно же, имеющий неотъемлемые элементы стиля: цепи, изображения черепов, волков и прочего на предметах одежды, аксессуаров или татуировках и т. д. Невольно рисуется образ некоего «крутого» парня, напористого, с характером благородного хулигана. Но оказывается, существуют другие байкеры, узнав нравственные основы которых, обывательское представление рушится. Более того, речь идёт не просто о каких-то «правильных» устоях поведения, а о нормах благочестия, основанных на православном вероучении. Об этом нам рассказал президент и основатель объединения православных мотоциклистов «Мотобратия во Христе» Маслов Алексей Павлович — «Магистр».
Алексей Павлович, расскажите, что это за «революционная» система ценностей в «Мотобратии во Христе», которая рушит на корню традиционное представление о байкерах?
Здесь необходимо обратиться к истокам возникновения движения байкеров в целом как явления. «Байкерство» — это субкультура любителей мотоциклов, пришедшая к нам из соединённых штатов Америки. Началось всё с того, что ветераны вьетнамской войны стали выражать несогласие с социальной политикой государства в отношении них. Мужики суровых нравов стали организовывать различные клубы и сообщества по интересам, в том числе и объединения людей, увлечённых мотоциклами — мотосообщества. Мужская натура изначально не лишена нарциссических наклонностей, а увлечение мотоциклом — это прекрасная среда для самовыражения. Татуировки, мышцы, борода, красивые мотоциклы — всё это элементы, подчёркивающие индивидуальность и заявляющие о себе. Любое мотообъединение — это как школа тщеславия: каждый хочет чем-то выделиться. Таким образом напоминая о себе правящей элите и выражая протест обществу, бывшие участники вьетнамской войны, увлечённые мототематикой, стали объединяться в группы.
Как правило, в таких коллективах устанавливалась жёсткая дисциплина по аналогии с армейской, создавалась иерархия — чины, звания и т. д. Желающий вступить в сообщество должен был соответствовать установленным критериям, пройти проверку и заслужить доверие. Чтобы существовать, такие объединения нуждались в постоянной финансовой поддержке, и в качестве источника дохода они зачастую выбирали преступный бизнес: распространение наркотиков, торговля оружием, проституция. Соответственно, возникновение в обществе негативного образа байкера не заставило себя долго ждать и люди стали обоснованно воспринимать их группировки как преступные.
Иногда государства забывают про своих героев. В своё время что-то похожее происходило и в нашей стране с участниками боевых действий в Афганистане. Тогда это также повлекло за собой негативные последствия: многие «афганцы» в лихих девяностых нашли себе применение в криминальных структурах.
Наше мотообъединение также имеет исторические корни. Во всём мире существует множество мотоклубов, приверженных христианским традициям в разных конфессиях: католики, протестанты и т. д. Изначально их задачей было стать промежуточным звеном между враждующими мотоклубами криминального толка и приобщать их к своим группам с последующим принятием ими благочестивого образа жизни в рамках своей конфессии. Изучив их историю и взяв за основу опыт, мы приняли решение создать в России православное мотообъединение — «Мотобратия во Христе», главной задачей которого — стать связующим звеном между мотокультурой и нормами благочестия в православных традициях.
Кто является участниками сообщества? Кто эти люди в обычной жизни?
В нашем мотообъединении состоят люди разных профессий, социального положения и материальных возможностей. У нас есть врачи, полицейские, художники, а также руководители предприятий, чиновники, служащие госучреждений и даже федеральный судья. Все мы чтим традиционные семейные ценности. В коллективе нет ощущения неравенства по принципу у кого больше «бабла», тот и круче: у нас, как «в бане», — все равны! Царит атмосфера единения и полного взаимопонимания.
Многие мотосообщества не придерживаются правил благочестия и могут проводить время достаточно свободно. Как у вас складываются отношения с другими мотообъединениями?
Мы стараемся поддерживать дружеские отношения со всеми, кто разделяет интерес к мотокультуре, ведь мотоцикл — это главная точка соприкосновения и предмет взаимопонимания. Есть много друзей из разных клубов, с которыми мы поддерживаем общение, иногда они приезжают к нам в гости, иногда мы к ним. Но нужно учитывать, что наш формат существенно отличается от общепринятого понимания байкерской тусовки, поэтому тесного взаимодействия с другими клубами нет. Но всё же не могу не выделить мотообъединение «Ночные Волки», с которыми у нас складываются тёплые отношения, так как на заре зарождения нашей мотобратии их руководитель Саша (прозвище «Хирург») приветил нас и представил широкому мотосообществу. За что мы ему очень благодарны! Есть старая байкерская традиция представляться доминирующему клубу в своём регионе, таким образом образовавшейся мотоклуб заявляет о своём существовании.
Мы обычные люди — грешные, как все! С виду такие же бородатые мужики на мотоциклах, но у нас есть устойчивое понимание нравственных ориентиров, которым мы следуем. Мы избирательно относимся к посещению общественных мероприятий. Формат современных мотофестивалей нас не прельщает. Есть рок-фестивали и концерты, которые с удовольствием посещают наши ребята: почему бы и нет, но мы больше предпочитаем путешествия. Есть такой байкерский девиз: «Жить, чтобы ездить, и ездить, чтобы жить!» — это про нас!
В 2023 году вашему мотообъединению исполняется 10 лет. Если подвести итог, какие достижения в общественной деятельности можно выделить?
За 10 лет существования нашей мотобратии произошло много событий. Мы участвовали в различных мероприятиях, проектах и благотворительных миссиях. За плечами большой километраж мотопробегов по городам России и не только: в среднем за один сезон мы проезжали 10-15 тысяч километров. Мой личный рекорд — 27 тысяч.
Мы удостоились получения Президентского гранта, посвящённого дипломатической миссии в Болгарии по случаю 140-летия освобождения Балкан в Русско-Турецкой войне, в связи с чем водружали бюст русского дипломата — графа Николая Павловича Игнатьева в городе Варна, внёсшего большой вклад в освобождение Болгар от Османской империи и возвращения им государственности.
Совместно с телеканалом «Спас» в течение двух лет работали над проектом короткометражных документальных фильмов о монастырях: «Святая Русь. Мотопаломничество». Посетили 35 обителей, сделали много духовно-просветительского и общепознавательного материала.
Занимаемся благотворительной деятельностью по сбору гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской народных республик, а также нашим бойцам в зону специальной военной операции.
В целом стараемся жить насыщенной жизнью, планируем и дальше нести свой крест — взращивать духовные ценности в мотокультуре, приобщать в свои ряды новых участников, созидать в людях доброе и вечное!
Как воспринимают люди такую необычную реализацию мототематики?
Мы много путешествуем, посещаем монастыри и храмы, везде люди относятся к нам по-доброму. Многие нас узнают по телевизионным передачам или публикациям в прессе, подходят, произносят добрые пожелания и просят сфотографироваться. Мы всегда открыты, с удовольствием общаемся со всеми, кто проявляет интерес к нам и нашей культуре.
Как будете отмечать юбилей мотобратии?
По сложившейся традиции мы планируем поездку в «Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь», который является колыбелью нашей мотобратии. Это место лично для меня является детоводителем ко Христу. Здесь я должен немного обратиться к своей истории.
Дело в том, что у меня есть далёкий предок — философ-мыслитель Константин Николаевич Леонтьев (Леонтьев К.Н., 1831-1891 г. ж. Русский врач, дипломат, философ, писатель, религиозный мыслитель, публицист, социолог. Прим. ред.), который в определённый отрезок жизни пользовался духовными наставлениями у преподобного Амвросия Оптинского. В конце жизни он получил от старца благословение уйти в монастырь и принять постриг в монашество с именем Климент. Жизненный путь он завершил в Троице-Сергиевой Лавре и был похоронен в Черниговском Скиту. В связи с этим я с юных лет ежегодно посещаю монастырь Оптиной Пустыни, совершаю с друзьями паломнические поездки. В 1988 году я присутствовал при открытии монастыря — возращение Обители в лоно Церкви после долгих лет вынужденного забвения. Был лично знаком с монахом Ферапонтом, убитым в пасхальное утро в 1993 году (18 апреля 1993 года в монастыре Оптина Пустынь было совершено тройное убийство монахов душевнобольным жителем Калужской области. Прим. ред.). У меня есть деревянный крест, вырезанный им по моей просьбе, — храню как святыню. Таким образом, с Оптиной Пустынью меня многое связывает: именно там у меня и моего друга Николая Баусова — в настоящее время вице-президента нашего клуба — родилась идея о создании православного мотообъединения.
Как можно приобщиться к вашему мотообъединению?
Каждый желающий может оставить заявку на нашем официальном сайте, написать на электронную почту или обратиться ко мне лично через соцсети. С каждым кандидатом мы проводим собеседование, рассказываем о наших правилах, даём ознакомиться с уставом сообщества. Обычно по итогам ознакомительного собеседования человек сам понимает, насколько ему интересно быть в нашем мотосообществе.
В свои ряды мы принимаем не всех. Мы не приемлем проявления сатанизма, откровенной «либеральщины» и других «нечистот», навязываемых русскому человеку с Запада. Как правило, «Дух творит себе формы», а значит, человек, страдающий вышеупомянутыми пристрастиями, сам быстро себя обличает и отсеивается. Мы никому не отказываем стать нашим другом и участвовать в мотопробегах, мероприятиях, посвящённым открытию или закрытию сезонов. Наш клуб — это большая и дружная семья, быть другом или членом семьи — разница существенная. Поэтому, чтобы влиться в наше сообщество и быть полноправным членом клуба, необходимо ознакомиться с требованиями внутреннего устава, понять своё соответствие ему и нашему образу жизни. Далее идёт «кандидатский» испытательный срок, как правило, до трёх лет, но бывают исключения. За это время мы обоюдно присматриваемся, кандидат должен утвердиться в намерениях и понять, насколько для него важно быть частью нас. Принять человека в семью — это ответственный шаг, это значит, быть в единодушии.
Тяжёлые события на Украине будоражат всех. Как в коллективе мотобратии относятся к происходящему?
Любая война — это страшно! Наше поколение родилось в те времена, когда была популярна песня «Лишь бы не было войны». Тогда были живы свидетели Великой Отечественной войны, они познали все ужасы того времени. Сейчас тоже происходит большая трагедия, и весь ужас в том, что друг друга убивают два братских народа. Народ Украины нам очень близок по происхождению, по духу, по менталитету, по вере и т. д. Мы во многом едины! Удивительно, как западная гегемония не гнушается одурманивать людей, используя современные методы информационных технологий. Людям навязывают «всякое», используя откровенную ложь и двойные стандарты, не думая о последствиях ради собственной выгоды.
Наше отношение к происходящему — скорбное! Душа болит за мирных людей, живущих в тех условиях, за наших бойцов и их семьи и за то, чтобы наши цели и задачи на поле боя были достигнуты. Я считаю, что нужно было начинать специальную военную операцию гораздо раньше. Восемь лет, начиная с 2014 года в Донецкой и Луганской республиках погибали мирные люди, так не могло продолжаться дальше: всё медленно тлело и неизбежно вспыхнуло, превратившись в ожесточённое столкновение. Нельзя не учитывать, что нам приходится биться на поле боя с людьми, которые генетически принадлежат русскому миру, но на данный момент одурманенные западными идеологами.
Многовековое противостояние цивилизаций Востока и Запада из-за пересмотра мировых ценностей вновь обретает яркие краски. На этот раз территория Украины стала полем сражения, а украинский народ — «пушечным мясом». Без преувеличения на наших глазах происходит утилизация населения Украины — таких же славян, как мы! От понимания этого на душе становится очень горько.
Для многих молодых людей, интересующихся мотоциклами и только стремящихся встать на этот путь, вы являетесь примером для подражания. Дайте совет начинающим мотолюбителям, как быть не ослеплённым мотоциклетным куражом в угоду необдуманных поступков, которые могут обернуться непоправимой трагедией?
Каждый желающий познать мотомир должен помнить, что увлечение ездой на мотоцикле всегда сопряжено с большим риском для жизни. Нужно сразу определить для себя, что ты хочешь получать от процесса. Если ты «адреналинщик», — лучше сторониться мотоцикла: шансы, что убьёшься, очень велики. Если для тебя мотоцикл является предметом увлечения с точки зрения эстетики или устройства, подкрепляемые духом романтики, — это другая философия, менее опасная. Но нужно всегда помнить: мотоциклист подвержен большей опасности на дороге, чем автомобилист. Для нас главная угроза в пути — это автомобиль. Иногда возникает ощущение, что они — автолюбители — нас готовы «убить». Нередко в потоке машин приходится маневрировать на грани жизни и смерти.
Чтобы сломать шею по дурости, не обязательно садиться на мотоцикл: «Нет ума — считай калека». Скажу грубо: кто бездумно относится к езде на мотоцикле, нередко попадает в печальную статистику «естественного отбора», по-другому не охарактеризуешь такое безответственное отношение к жизни.
На дорогах больших городов в сезон погибает очень много мотоциклистов — от статистики мороз по коже. Государство, конечно, может усложнить требования в получении водительских прав, придумать дополнительные барьеры, чтобы мотолюбителей на дорогах становилось меньше, но это не выход. Мотоциклы — это объект интереса многих людей, особенно молодых, которые видят в нём не просто средство передвижения, но и предмет самовыражения, от части даже определяющий их образ жизни. Нельзя государству недооценивать запросы общества в этой области.
Нужно воспитывать в людях здоровое отношение к мотокультуре, доносить подрастающему поколению важность приобретения знаний правил дорожного движения и навыков вождения, ответственного отношения к получению водительских прав. Необходимо исключить из представления искажённое понимание о том, что открыть водительскую категорию в «правах» можно по знакомству или путём дачи взятки.
Все участники дорожного движения должны проявлять уважение друг к другу и помнить, что безответственное отношение к управлению транспортным средством может обернуться трагедией.
А всем интересующимся мототемой я скажу: