Не многие решаются уделить внимание происхождению собственной фамилии, тем более погрузиться в генеалогию семьи и понять родословные закономерности. А ведь это не только интересно и увлекательно, но и может быть существенным вкладом в укрепление семейных ценностей для своих детей и внуков.
Опытом делится
краевед, автор книги
«Аксиньино. Наследие предков»
Шестакова Анастасия Игоревна
Известно, что великий поэт Александр Сергеевич Пушкин изучал свою генеалогию. Занятие это он очень любил. «Гордиться славою своих предков не только можно, но должно», «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», — отмечал Александр Сергеевич. В письме графу А.Х. Бенкендорфу он пишет: «…я чрезвычайно дорожу именем предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них».
Изучение генеалогии — непростое занятие, в процессе которого проводится поиск в метрических книгах церквей, исповедальных ведомостях, ревизских сказках и других исторических документах, но, поверьте, все труды не будут напрасными. Мы — составляющая часть родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее. Ради одного открытия или даже небольшой находки иногда стоит пересмотреть тысячи архивных дел! Иллюстрация — переписная книга 1675 г.
Мои исследования
Работая над книгой, параллельно я начала изучать генеалогию всего села Аксиньино, вернее, его коренных жителей. У многих жителей генеалогическое древо увело меня в первую половину 1600 годов. С полной уверенностью могу заявить, что в селе нет однофамильцев, как считают многие жители. Все Калашниковы, проживающие на данный момент в Аксиньино, родственники. Если вам об этом не рассказывали ваши бабушки, если между собой никогда не общались, это ещё не повод говорить о том, что «мы однофамильцы»: архивные документы говорят обратное. Это касается и других фамилий.
Ещё один любопытный факт: в селе Аксиньино почти все коренные жители доводятся друг другу родственниками, кто-то кровными, а кто-то нет, как у нас принято говорить: «Седьмая вода на киселе». При составлении общего древа коренных жителей села, поняла, что почти все фамилии пересеклись, кто-то по мужской линии, кто-то по женской. Я не беру в расчёт крестных воспремников. Если в общем сельском древе начать с одной фамилии и пойти по цепочке, соединяющейся с другими родственными фамилиями, то можно пройти по ниточке от начала древа до конца без прерываний, как в лабиринте. Некоторые фамилии пересекаются дважды, а то и трижды в разных эпохах. Например, я узнала, что в селе до сих пор проживают мои кровные родственники: Фурмины, Граченковы и другие. Более десяти фамилий кровные дальние родственники, и об этом мне никогда не рассказывала бабушка, но церковные метрические книги ярко подчёркивают этот факт. Из-за особенности социального устройства мы почти ничего не знаем о предках. Большинство людей не помнят их имена в третьем поколении — прабабушек и прадедушек, не говоря уже о дальних и более сложных связях.
Скажу словами священника Фёдора Людоговского: «Процесс поисков часто напоминает детективное расследование. Нужно опрашивать свидетелей (в моём случае это жители села Аксиньино, у которых я брала интервью), искать информацию в сетевых базах данных, книгах и самое ценное — в архивных документах. Потом необходимо сопоставлять разные данные между собой.
Кроме того, прошлое человека — это часть нашего общего прошлого. Изучение истории семьи помогает узнать больше об истории города, страны и эпохи.
Иногда тщательное исследование судьбы одного человека позволяет лучше понять масштабные исторические события, чем любой учебник.
Архивный поиск — невероятное увлекательное занятие. И познавательное.
Нет ничего приятнее, чем листать тома старых документов, разбирать красивые почерки, просматривать всевозможные списки, каждую секунду ожидая увидеть нужную информацию. Удачная архивная находка повышает настроение на неделю».
Благодаря архивам мне удалось составить генеалогическое древо, которое увело меня в 1630 годы. Я узнала, кем работали мои предки, какой быт они вели, сколько было детей в семьях. Нашла автограф моего прапрадедушки, который был главой Аксиньинского волостного Управления и имел свою вотчину в Барсучках.
Генеалогия создаётся для того, кто хочет почувствовать себя частью огромного целого. Ведь история каждой семьи таит в себе невероятное количество тайн и открытий, бед и радостей, счастливых и трагических историй, которые дадут почувствовать, что за вами стоит невероятное наследие. И необязательно быть дальними родственниками князей и графов, чтобы почувствовать себя частью истории.
Возможность узнать, кем были ваши предшественники, — неоценимое богатство, которое нельзя измерить материальными единицами.
Что означает фамилия с точки зрения родословной. В Древней Руси фамилий не было, семьям давали прозвища. С давних пор родовые прозвища и имена использовались, чтобы подчеркнуть принадлежность человека к его семье. Прежде она могла обозначать профессиональную деятельность, характерные черты внешности или личностной натуры её обладателя.
Государственным крестьянам в Аксиньино в этом отношении было проще, а вот у подневольных крестьян (деревня Палицы, село Козино, деревня Грязь, село Иславское и многие другие боярские поместья) смена родового названия могла меняться по прихоти барина. Особенно любили развлекаться хозяева, придумывая обидные и оскорбительные клички: Босяков, Кривоглазов, Подвальный.
Даже реформы Петра Великого не смогли навести порядок с крестьянскими фамилиями, так, именно он ввёл слово, которое произошло от латинского familia (семья), в обиход. Пётр проводил переписи населения «ревизии». Конечно, было бы гораздо удобнее, если бы у каждого рода было постоянное имя, передаваемое по наследству, но до этого было ещё далеко. Отсутствие постоянной фамилии указывало на низкое происхождение человека и клеймом сохранилось среди широких слоёв населения практически на протяжении всего существования Российской Империи. Например, в «Мёртвых душах» у Гоголя крестьяне были занесены в список по прозвищам.
Если прежде прозвища использовали для практических целей и могли забыть с течением времени или сменить по обстоятельствам, то фамилия в современном понимании имеет совершенно иное значение. Она напрямую связана с родословной, историей рода и преемственностью поколений. Сейчас мы свою фамилию воспринимаем как должное, не задумываясь о том, какие тайны в ней скрыты.
В середине XIX века, особенно после отмены крепостного права в 1861 году, формируются фамилии у большинства людей крестьянского сословия. К 1930 годам полностью завершился процесс получения фамилий различными национальностями.
Люди именовали себя по определённым признакам, например:
— по названию растений — Цветков, Виноградов; птиц — Галкин, Воронихин, Орлов, Грачёв, Синицын Лебедев; зверей — Зайцев; рыб — Ершов, Карпов, Щукин;
— боярские и княжеские династии именовались по территориальному признаку с указанием земли, которая им принадлежала: Тверской, Тюменский, Мещерский, Елецкий.
— по национальной принадлежности: Поляков, Греков, Татаринов, Французов;
— некоторые фамилии появились в процессе русификации: Саркисовы, Кальнины;
— по названию православных праздников: Преображенский, Троицкий, Успенский;
— по бытовым предметам, которые человек использовал в работе: Шилов, Молотов, Спицын, Горшков;
— выделяя ту или иную черту внешности: Носов, Седов, Чернов, Белоусов, Рыжов, Слепов, Щербаков, Безбородый, Буслов — от слова «бусый», имеющий пепельный цвет волос;
— по домашним прозвищам: Малышев — Малыш, Меньшиков — младший ребёнок в семье, Субботин— рождённый в субботу, Пятницкий — рождённый в пятницу;
— по именам священнослужителей, святых, философов: Пономарёв, Дьячков;
— по характеру поведения: Смирнов — смирный, послушный; Горячев;
— по роду занятий: Башмаков — мастер по пошиву башмачков, Шубин — шил шубы, шубник, Калашников — тот, кто пёк калачи, Мельников, Рыбаков, Плотников, Кузнецов;
— по территориальным признакам: Сибиряк, Донской, Уфимцев, Карельцев;
— по названию продуктов: Маслов, Блинов, Киселёв; по названию насекомых — Мухин, Комаров;
— по именам предков, от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), по имени деда: Филиппов — сын или внук Филиппа; Моисеев — родоначальник Моисей, Денисов — Денис; Куприянов — Куприян, Алексеев — сын или внук Алексея, Ермишин, Ерёмин — Ерёма, Павлов — сын или внук Павла, Харитонов — сын Харитона и т. д.
Один род по женской линии в моём генеалогическом древе носили фамилию Голышовы, позже Голышевы. Что это значит? Появилось предположение, что мои родные использовали в работе камень «голыш» — это дикий камень твёрдой породы, окатанный и оглаженный водою; камни эти, смотря по величине, называются: валун, голыш, булыжник, кругляш, окатыш, галька. Камни голыши использовали при строительстве для фундамента, кто-то ставил валуны, кто-то голыши. Также голыши использовали при строительстве печей: в прежние времена печи были из глины, в толщу которой добавляли камни, что позволяло печи сильнее нагреваться и дольше держать тепло. Так, видимо, за семьёй моих предков закрепилась сначала кличка «голыши, голышовы», как это было принято в те времена, потом взяли такую фамилию.
Пример практического опыта.
(Село Аксиньино, Одинцовский городской округ, Московская область)
История фамилий уходит вглубь веков. Сначала на Руси были только имена. Функцию «фамилий» выполняли прозвища и отчества. В новгородской земле с XIII в. можно встретить упоминания летописцев о множестве фамилий-прозвищ.
Среди крестьянства настоящие фамилии впервые стали употребляться с XVI-XVIII вв., но окончательно закрепились лишь после отмены крепостного права в XIX в. Это связано с тем, что в те времена для официального документооборота, в случае если упоминался крестьянин, было достаточно упомянуть его деревню, помещика, которому он принадлежал, и его личное имя, иногда вместе с профессией.
Среди фамилий можно выделить категорию фамилий, которые происходят от личного имени. Интересны эти фамилии тем, что, проследив генеалогию таких представителей, можно установить, когда жил их родоначальник.
Среди фамилий села Аксиньино, происходящих от личных имён, выделяются семнадцать коренных фамилий и одна от выходцев из Клинского уезда. Из деревни Палицы происходят четыре фамилии, образованные от личных имён, одна из которых образована от женского имени. Причём не все фамилии уникальны. Что интересно, в селе существует три рода, носящие фамилию Ермиловы, имеющих различные корни, хотя и происходят эти фамилии от одного имени — Ермил.
Первые Ермиловы ведут свою фамилию от Ермила Уварова (ок. 1777 — между 1840/1860). Вторые — от Ермила Прокофьева (ок. 1801 — после 1865). Третьи происходят из Клинского уезда Васильевской волости: Алексей Ермилович Ермилов (ок. 1876 г. р.) являлся рядовым солдатом, родился в деревне Аксиниха Клинского уезда Васильевской волости, был приписан к обществу крестьян села Аксиньино.
Фамилии, происходящие от личных имён, предполагают, что люди сохранили память о человеке, который являлся родоначальником фамилии и эта память сохранялась довольно длительное время. Несмотря на то, что официальных фамилий у крестьян практически не было вплоть до середины XIX в., фамилии от личных имён, скорее всего, присутствовали в качестве дворовых фамилий и передавались из поколения в поколение вплоть до момента паспортизации.
Если проанализировать родоначальников фамилий от личных имён села Аксиньино и деревни Палицы, то можно выделить три временных интервала рождения родоначальников этих фамилий (три группы: первая половина XVIII в., вторая половина XVIII в., первая половина XIX в.). Внутри этих больших интервалов можно выделить девять меньших интервалов (подгруппы) (промежуток между группами в среднем 16 лет).
В первую группу входят фамилии, родоначальники которых родились в промежутке с 1709 по 1750 гг.: Кузьминовы, Филипповы, Уваровы. Это самые старые фамилии (в категории от личных имён) села Аксиньино. Можно сказать, что этим фамилиям от 268 (Уваровы) до 309 (Кузьминовы) лет (если считать от даты рождения родоначальника до 2018 года).
Вторая группа самая многочисленная, сюда входят 15 фамилий, родоначальники которых родились в промежутке между 1764 и 1801 гг.: Фоминовы, Давыдовы, Захаровы, Орешкины, Ермиловы, Денисовы, Иринины, Михеевы, Прохоровы, Володины, Моисеевы, Романовы, Костюхины, Куприяновы, Ермиловы. Этим фамилиям от 217 до 254 лет.
И наконец, третья — самые молодые фамилии, их родоначальники родились в промежутке с 1812 по 1836 гг.: Харитоновы, Кузьмины, Ревокатовы. Этим фамилиям от 182 до 206 лет.
Если смотреть подгруппы, то большинство родоначальников фамилий родилось с 1791 по 1801 гг. За эти 10 лет родилось семь родоначальников фамилий (см. таблицу 1). Это объясняется ещё и тем, что фамилии у крестьян стали активно появляться после отмены крепостного права в 1861 году. Большинство русских фамилий происходит от временной фамилии отца, то есть имени деда, таким образом закрепляя наследственное имя в третьем поколении. К 1861 году как раз и формируется это самое третье поколение (если в среднем за одно «колено» принимать 30 лет) от лиц, рождённых в самом конце XVIII в. И это касается не только фамилий, происходящих от имён, но также и от дворовых прозвищ, кличек, социального положения и рода занятий. Хотя, конечно, нельзя утверждать, что это касается абсолютно всех фамилий, но такая тенденция прослеживается у многих фамилий села Аксиньино и деревни Палицы.
Григорий Пахомов (родился около 1698 г., умер между 1739 и 1761 гг.) является общим предком для носителей четырёх фамилий: Харитоновы, Граченковы, Романовы и Кочевалины. В середине XIX в. этот род пересекается ещё и с фамилией Мозжухины/Лындины (см. схему 1).
В других случаях от одного предка происходят до трёх различных фамилий. К тому же на протяжении веков представители различных родов активно пересекались, вступая друг с другом в брак.
Савелий Дементьев (родился около 1703 г., умер до 1761 г.) является общим предком для носителей трёх фамилий: Филипповы, Балашовы/Ермиловы, Чуфаевы. В первой половине XIX в. представители рода через среднего сына Савелия — Дмитрия Савельева и его внука Архипа Дмитриева пересекаются с фамилией Воронихины (см. схему 2). Давыдовы и Французовы имеют общего предка по имени Емельян, который родился около 1701 г. Давыдовы в первой половине XIX в. пересекаются с фамилией Михеевы, которые происходят от родившегося около 1751 г. Михаила (см. схему 3).
Отдельно выделю фамилию, происходящую от женского имени из деревни Палицы — Иринины. Происходит эта фамилия от Ирины Михайловой, родившейся ок. 1783 г. Образование фамилий от женских имён является нетипичным, так как наиболее часто они образуются и передаются по мужской линии. Однако в этом случае произошло исключение, и в семье сохранилась память о женском имени, давшем название фамилии. Стоит отметить, что по данным Исповедной ведомости 1840 г. на этот год Ирина Михайлова числилась вдовой, соответственно была главой семьи и хозяйства. Возможно, это и послужило основанием для закрепления фамилии за женским именем.
Помимо родовых фамилий (не всегда официально закреплённых, но передававшихся из поколения в поколение), существовали дворовые, или фамилии-прозвища, которые могли меняться от одного представителя семьи к другому, а порой и в течение жизни одного человека. Например, фамилия Ермиловы происходит от церковного имени Ермил, а фамилия Балашов от нецерковного имени Балаш, которое, в свою очередь, происходит от тюркского «балаш» — «дитятко, сыночек». Возможно, сам Ермил или кто-то из его потомков носил прозвище Балаш, которое позже сохранилось как фамилия.
Разнообразие дворовых фамилий связано не только с именами, но и с социальным положением и образом жизни. Например, жил Иван Петров, и вся его семья именовалась Петровы. Пошёл он служить в армию к полковнику, и на это время его семью могли переименовать в Полковниковы. Если же Иван Петров вернулся с войны инвалидом, то за его семьёй могла закрепиться дворовая фамилия Инвалидовы.
Иногда люди закрепляли за представителями одной семьи фамилию по месту их жизни. На селе нередко происходило так, что семьи переезжали из одного дома в другой и за представителями переселившейся семьи закреплялась фамилия прежних владельцев этого дома, то есть фамилия закреплялась за домом, в котором когда-то жили представители другой фамилии. И такое закрепление было довольно устойчивым.
У некоторых фамилий происходило изменение одной или нескольких букв, но при этом общая форма фамилии сохранялась: Кострюков — Костриков, Филиппов — Филиппочев — Филипычев, Галышев — Голышев, Ширшаков — Ширшиков, Граченков — Грачев. Колужский — Колуцкий.
Отдать дань уважения своим предкам, почтить их память, укрепить родство и семейные узы можно и в наши дни. Нужно лишь немного желания, терпения и энтузиазма.
Как составить своё генеалогическое древо
*Записать все имеющиеся известные данные: фамилию, имя отечество и даты жизни своих родителей, бабушек и дедушек. У женского пола обязательно указывать девичью фамилию.
* Посмотреть все имеющиеся документы: справки и свидетельства о рождении, о смерти, бракосочетания и расторжение брака, домовые книги, аттестаты, трудовые книжки, военные билеты, грамоты, паспорта, орденские книжки. Сделать копии.
* Узнать у ныне живущих родственников максимально возможную информацию, дублировать семейные документы и фотоархивы. Записывать рассказы на диктофон.
Отдельно складываем информацию по материнской и по отцовской линиям.
* На основании имеющихся дат жизни:
- обратиться в ЗАГС за актовой записью;
- делать запросы в архивы: ФИО, год (можно приблизительный) и место рождения (до 1917 г.) для определения церковного прихода — места крещения.
* Если зона поиска г. Москва и область, то можно самим поехать в местные архивы. Работникам расскажите, что необходимо найти, и вам подскажут, где и как искать нужную информацию.
Можно составлять семейную генеалогию, не выходя из дома, например, воспользоваться электронной архивной базой уже отсканированных документов на сайтах Genotek.ru; Cgamos.ru.
* Другие отдалённые архивы хорошо работают по переписке. Запрос можно делать через интернет или почтовым письмом, приложив копии имеющихся документов, написав в запросе, что вы ищете.
Древо необходимо составлять, дополняя под каждым человеком его личную информацию: образование, место и годы учёбы, работы, памятные даты (свадьбы и пр.), переезды, род занятий (ремесло), хобби и т. д.; количество детей в семьях, кто где служил, с участием в других боевых сражениях. Подключить к поиску книги памяти, сайты, мемориал, подвиг народа, есть сайт Первой мировой войны.
Всю информацию необходимо структурировать. Это можно делать в электронной программе, например «Древо жизни», изготовить или купить родословную книгу.
Подробную информацию как составить своё генеалогическое древо, как писать запросы в архивы, поиск за границей и многое другое вы найдёте на сайте www.vgd/genealogical-records — Всероссийское генеалогическое древо.